Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Работа на каникулах [8]
Наш опрос
Оцените свою деятельность классного руководителя в 5-ти бальной системе
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Педагогическая копилка » Работа на каникулах

«Золотая осень».
04.11.2015, 21:43

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Золотая осень».



Предметная область: русский язык.



Цель: повышение интереса к русскому языку.



Задачи:



1) углублять первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;



2)совершенствовать умение участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания небольшого объёма;



3)приучать детей самостоятельно пополнять свои знания, пользоваться дополнительной литературой;



4)развивать связную речь, логическое мышление, воображение учащихся;



5)воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение и познавательный интерес к русскому языку.



Оборудование: страницы журнала – нарисованные кленовые листья, выставка книг (толковый словарь, словарь синонимов), слова: слякоть, пороша, благовонье; раздаточный материал: сигнальные карточки, изображение деревьев, толковые словари, текст стихотворения К. Бальмонта «Осень», фломастеры.



Методы: словесные (рассказ, беседа, самостоятельная работа, объяснение), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (устные и письменные упражнения, творческая работа); проблемное обучение (частично-поисковые методы: докажи, объясни, оцени, сравни).



Принципы: научность, доступность, наглядность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.



Ход мероприятия



1. Орг. момент.



Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хотела бы начать наше занятие с загадки.



Если б не было его,



Не сказал бы ничего



- Кто догадался, что это?



Дети: язык.



Учитель: Прочитайте высказывание великого русского писателя и общественного деятеля Михаила Александровича Шолохова: «Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные богатства человеческой мысли и опыта».



- Как вы понимаете его слова?



- Какое значение в данном высказывании имеет слово язык?



- Какие ещё значения этого слова вам известны?



(мнения учащихся)



- Действительно слово язык имеет несколько значений.



- Откуда мы узнаём значение слов?



Дети: из толкового словаря.



Учитель: Группа ребят поработала со словарём Ожегова. Узнаем, какие значения есть у слова язык.



Дети: (Язык. 1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль – например: Я. Пушкина. Я. публицистики. 3. Речь, способность говоритьУчитель: - Как называются слова, имеющие несколько значений?



Дети: Многозначные.



 



2. Целеполагание.



Учитель: Русский язык – национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств. Он принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира.



- Ребята, а какие национальности проживают в Оренбургской области?



(мнения)



- Оренбургская область многонациональная, но основная часть населения, а именно 75% - русскоязычная.



- Прочитайте тему нашего мероприятия.



Дети: устный журнал «Золотая осень».



Учитель: - Предположите, как связана тема занятия и русский язык?



Дети: наше мероприятие посвящено русскому языку. Но говорить мы будем не только о русском языке, а через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родного края и осенней природы.



Учитель: - Сформулируйте цель нашего мероприятия.



Дети: обобщить полученные знания о русском языке.



Учитель: - Какие задачи перед собой поставим?



Дети: нам предстоит познакомиться со страницами устного журнала, выполнять разнообразные задания по русскому языку.



Учитель: Вы правы. А ещё за каждое верно выполненное задание я предлагаю вам рисовать осенние листочки на ваших деревьях.



3. Основная часть



Учитель: - Ребята к нам пришли гости.



Инсценировка: 3 учащихся читают стихи наизусть



Я прихожу и школу отпираю,



Хозяйничаю, грозди собираю



С отяжелевшей, гнущейся лозы



И наполняю рты, корзины и возы.



Уведомляю птиц о том, что птицы



Должны на тёплый юг переселиться



От родины за много километров,



Коль не желают слушать зимних ветров.



(Мальчишечья свирель: Стихи/ Составл. И предисл. Т. Вирта; Худ. Р. Вольский).



Учитель: - Ребята, вы догадались, кто это?



Дети: сентябрь.



 



У белки пушистой



Хозяйство в порядке:



Грибов, желудей



И орехов – в достатке.



Жёлтые листья шепчутся тихо:



«Птицы исчезли, исчезнем и мы.



Мы ни за что, ни за что не останемся



На холодных деревьях зимы…» (Мальчишечья свирель: Стихи.)



Учитель: - Как зовут этого гостя?



Дети: октябрь.



 



Я обожаю туманы



Тучи и дождь проливной



Я яркие краски осени



Стираю мокрой рукой.



Мне попадает изрядно



Бранят меня люди нещадно



За серость. Зато мои ночи,



Как сажа, черны непроглядно. (Мальчишечья свирель: Стихи.)



Дети: ноябрь.



 



Учитель: -Какое время года составляют эти три месяца? (осень)



Учитель: -Выполните, пожалуйста, фонетический разбор слова осень.



Дети: Осень-2слога, 2гл., 3согл.



о - [о] - гл., ударн.



с - [с,] - согл., мягк., глух., парн.



е - [и] - гл., безударн.



н - [н,] - согл., мягк., сонорн. непарн.



ь –



5б., 4 зв. (Самопроверка- сличение с образцом)



Учитель: - Какой раздел русского языка изучает звуки?



Дети: фонетика.



Учитель - вы справились с заданием, нарисуйте листок.



Учитель: - Прочитайте высказывание Н.В. Гоголя - прозаика, драматурга, критика и публициста: « Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Русский язык: Справ. материалы: Учеб. Пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова).



Учитель: - С чем сравнивает писатель звуки?



Учитель: - Что такое звук?



Дети: Звук – основная единица языка.



Учитель: - Послушайте.Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный жёлтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Осенью она превращается в красавицу. Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.



- Почему мы называем осень золотой?



(мнения учащихся)



Послушайте стихотворение Константина Бальмонта



«Осень»



Поспевает брусника,



Стали дни холоднее,



И от птичьего крика



В сердце стало грустнее.



Стаи птиц улетают



Прочь, за синее море.



Все деревья блистают



В разноцветном уборе.



Солнце реже смеется,



Нет в цветах благовонья.



Скоро Осень проснется



И заплачет спросонья.



Учитель: - Какие картины осени рисует нам автор? Зачитайте.



Учитель: - Какие слова называются устаревшими?



Дети: устаревшие слова – вышедшие из повседневного употребления.



Учитель: - Какое устаревшее слово вам встретилось?



Дети: Благовонье.



Учитель: - Что оно обозначает? Подберите синонимы.



Дети: запах, аромат, благовонье, дух.



Учитель:- Что такое синонимы?



Дети: синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексических значений.



Учитель: - Какое настроение передаёт это стихотворение?



(мнения)



 



Учитель: - Какие стихи об осени вам известны?



- Есть ли любимое?



- Кто хочет нам его прочитать?



Я предлагаю вам ещё 1 стихотворение.



Закружила осень



Рыжие метели,



Золотые листья



С клёнов полетели.



- Прочитайте эти строки про себя.



- Какие изобразительно выразительные средства языка использует автор?



Приготовьтесь разобрать предложение по членам.



Дети: Предложение сложное, бессоюзное.



Ищем 1 грамматическую основу. Что? осень – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Осень что сделала? закружила - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Ищем группу подлежащего. Она отсутствует. Ищем группу сказуемого. Закружила что? метели – это дополнение, подчёркиваем пунктиром. Ищем группу второстепенных членов. Метели какие? рыжие – это определение, подчёркиваем волнистой линией.



Ищем 2 грамматическую основу. Что? листья – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Листья что сделали? полетели - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Ищем группу подлежащего. Листья какие? золотые – это определение, подчёркиваем волнистой линией. Ищем группу сказуемого. Полетели откуда? с клёнов – это обстоятельство, подчёркиваем точкой тире.



Учитель - вы справились с заданием, нарисуйте листок.



2 страница нашего журнала «Осень в народном календаре»



Игра «Собери примету»



1 ряд: месяц зимы Октябрь - преддверия.



(Октябрь – месяц преддверия зимы.)



2 ряд: улетает снег Когда гусь выпадает.



(Когда гусь улетает, снег выпадает.)



3ряд: месяц и слякоти Ноябрь - пороши.



(Ноябрь – месяц слякоти и пороши.)



(Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы).



Учитель: - А что такое «слякоть»?



(мнения учащихся)



- Уточним значение данного слова в толковом словаре Ожегова.



Дети: Слякоть – жидкая грязь на земле, на дорогах. (Толковый словарь Ожегова)



Учитель: -Что такое «пороша»?



(мнения учащихся)



Дети: пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (Толковый словарь Ожегова)



Учитель: - Как называется наука, изучающая значение слов?



Дети: лексикология.



Учитель: - Молодцы, вы справились с заданием, нарисуйте листок.



- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить приметы осени.



Игра «Запомни приметы»



Приметы осени.



Осень подойдёт неслышно,



Тихо встанет у ворот.



В огороде листик вишни



На дорожку упадёт.



Это первая примета,



Что от нас уходит лето.



А вторая – куст малины



В нитях белой паутины.



Чуть короче станет день,



Потемнеют облака,



Словно их накроет тень,



Станет пасмурной река



– Третья верная примета:



Осень бродит близко где-то.



Ранним утром на поляны



Лягут белые туманы,



А потом уж, жди не жди,



Моросящие дожди



Пеленой затянут просинь



Значит, наступила осень.



(Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! ).



Учитель: - Какие приметы запомнили?



- Спишите предложение.



В огороде листик вишни на дорожку упадёт.



Найдите и разберите словосочетания.



Дети:



сущ. И. п. сущ. Р. п.



листик (чего?) вишни



гл. б.в. сущ. П. п.



упадёт (где?) в огороде



гл. б.в. сущ. В. п.



упадёт (куда?) на дорожку (Взаимопроверка)



Учитель: - Что такое словосочетание?



Дети: словосочетание – два или несколько слов, связанных между собой по смыслу.



Учитель: - Молодцы, нарисуйте листок.



4Физкультминутка



З страница «Дары осени»



Учитель: Осень это ещё и пора уборки урожая.



Игра «Отгадай загадку»



1)Лето целое старалась



Одевалась, одевалась…



А как осень подошла,



Нам одёжки отдала.



Сотню одежонок



Сложим мы в бочонок.



(Капуста)



2)Кругла, рассыпчата, бела



На стол она с полей пришла.



Ты посоли её немножко,



Ведь правда вкусная…



(Картошка)



3)Красный нос



В землю врос,



А зелёный хвост снаружи



Нам зелёный хвост не нужен.



(Морковь)



4)Круглое, румяное,



Я расту на ветке.



Любят меня взрослые



И маленькие детки.



(Яблоко)



5)С виду он похож на зонтик,



Только меньше во сто крат.



Коль гроза на горизонте,



Он бывает очень рад.



Если дождик и тепло,



Он считает - повезло!



(Гриб)



Молодцы, нарисуйте листок.



- Ребята, кто собирал грибы?



Работа в парах. Расшифруйте слово.



17, 16, 5, 16, 19, 10, 15, 16, 3, 10, 12.



(Подосиновик)



Мы дошли до 4 страницы.



«Осень глазами художников».



 



Закройте глаза и представьте.



Осень-художница.



Пов..зала Осень пёстрый фартук



И в..дёрки с красками вз..ла



Ран..им утром, прох..дя по парку,



Листья поз..л..той обвела.



-Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.



Читаем орфографически.



Про себя (закрыли глаза, рассказали).



Хором.



Художников всегда привлекала осень. Русская живопись даёт бесценную возможность прикоснуться к источникам культурного наследия страны в величайших картинах. Написано много прекрасных работ об этом чудесном времени года. Посмотрите на картину В. Поленова «Золотая осень». Во многих своих творениях художник изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться.



- Прочитайте высказывание.



С русским языком можно творить чудеса.



К. Г. Паустовский



Предлагаю вам побыть в роли волшебников и сотворить маленькое чудо. По картине Поленова составить рассказ из 5 предложений. (Зачитываются 2 рассказа)



 



 



5.Итог, рефлексия



- Вспомните цель занятия?



- Достигли мы цели?.



- Какие разделы русского языка мы повторили?



(Фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография)



-Какие чувства у вас вызвала осень? Поделитесь со мной впечатлениями.



- Спасибо, молодцы.

Категория: Работа на каникулах | Добавил: Olga
Просмотров: 326 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz