Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Золотая осень».
Предметная область: русский язык.
Цель: повышение интереса к русскому языку.
Задачи:
1) углублять первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
2)совершенствовать умение участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания небольшого объёма;
3)приучать детей самостоятельно пополнять свои знания, пользоваться дополнительной литературой;
4)развивать связную речь, логическое мышление, воображение учащихся;
5)воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение и познавательный интерес к русскому языку.
Оборудование: страницы журнала – нарисованные кленовые листья, выставка книг (толковый словарь, словарь синонимов), слова: слякоть, пороша, благовонье; раздаточный материал: сигнальные карточки, изображение деревьев, толковые словари, текст стихотворения К. Бальмонта «Осень», фломастеры.
Методы: словесные (рассказ, беседа, самостоятельная работа, объяснение), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (устные и письменные упражнения, творческая работа); проблемное обучение (частично-поисковые методы: докажи, объясни, оцени, сравни).
Принципы: научность, доступность, наглядность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.
Ход мероприятия
1. Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хотела бы начать наше занятие с загадки.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего
- Кто догадался, что это?
Дети: язык.
Учитель: Прочитайте высказывание великого русского писателя и общественного деятеля Михаила Александровича Шолохова: «Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные богатства человеческой мысли и опыта».
- Как вы понимаете его слова?
- Какое значение в данном высказывании имеет слово язык?
- Какие ещё значения этого слова вам известны?
(мнения учащихся)
- Действительно слово язык имеет несколько значений.
- Откуда мы узнаём значение слов?
Дети: из толкового словаря.
Учитель: Группа ребят поработала со словарём Ожегова. Узнаем, какие значения есть у слова язык.
Дети: (Язык. 1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль – например: Я. Пушкина. Я. публицистики. 3. Речь, способность говоритьУчитель: - Как называются слова, имеющие несколько значений?
Дети: Многозначные.
2. Целеполагание.
Учитель: Русский язык – национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств. Он принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира.
- Ребята, а какие национальности проживают в Оренбургской области?
(мнения)
- Оренбургская область многонациональная, но основная часть населения, а именно 75% - русскоязычная.
- Прочитайте тему нашего мероприятия.
Дети: устный журнал «Золотая осень».
Учитель: - Предположите, как связана тема занятия и русский язык?
Дети: наше мероприятие посвящено русскому языку. Но говорить мы будем не только о русском языке, а через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родного края и осенней природы.
Учитель: - Сформулируйте цель нашего мероприятия.
Дети: обобщить полученные знания о русском языке.
Учитель: - Какие задачи перед собой поставим?
Дети: нам предстоит познакомиться со страницами устного журнала, выполнять разнообразные задания по русскому языку.
Учитель: Вы правы. А ещё за каждое верно выполненное задание я предлагаю вам рисовать осенние листочки на ваших деревьях.
3. Основная часть
Учитель: - Ребята к нам пришли гости.
Инсценировка: 3 учащихся читают стихи наизусть
Я прихожу и школу отпираю,
Хозяйничаю, грозди собираю
С отяжелевшей, гнущейся лозы
И наполняю рты, корзины и возы.
Уведомляю птиц о том, что птицы
Должны на тёплый юг переселиться
От родины за много километров,
Коль не желают слушать зимних ветров.
(Мальчишечья свирель: Стихи/ Составл. И предисл. Т. Вирта; Худ. Р. Вольский).
Учитель: - Ребята, вы догадались, кто это?
Дети: сентябрь.
У белки пушистой
Хозяйство в порядке:
Грибов, желудей
И орехов – в достатке.
Жёлтые листья шепчутся тихо:
«Птицы исчезли, исчезнем и мы.
Мы ни за что, ни за что не останемся
На холодных деревьях зимы…» (Мальчишечья свирель: Стихи.)
Учитель: - Как зовут этого гостя?
Дети: октябрь.
Я обожаю туманы
Тучи и дождь проливной
Я яркие краски осени
Стираю мокрой рукой.
Мне попадает изрядно
Бранят меня люди нещадно
За серость. Зато мои ночи,
Как сажа, черны непроглядно. (Мальчишечья свирель: Стихи.)
Дети: ноябрь.
Учитель: -Какое время года составляют эти три месяца? (осень)
Учитель: -Выполните, пожалуйста, фонетический разбор слова осень.
Дети: Осень-2слога, 2гл., 3согл.
о - [о] - гл., ударн.
с - [с,] - согл., мягк., глух., парн.
е - [и] - гл., безударн.
н - [н,] - согл., мягк., сонорн. непарн.
ь –
5б., 4 зв. (Самопроверка- сличение с образцом)
Учитель: - Какой раздел русского языка изучает звуки?
Дети: фонетика.
Учитель - вы справились с заданием, нарисуйте листок.
Учитель: - Прочитайте высказывание Н.В. Гоголя - прозаика, драматурга, критика и публициста: « Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Русский язык: Справ. материалы: Учеб. Пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова).
Учитель: - С чем сравнивает писатель звуки?
Учитель: - Что такое звук?
Дети: Звук – основная единица языка.
Учитель: - Послушайте.Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный жёлтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Осенью она превращается в красавицу. Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.
- Почему мы называем осень золотой?
(мнения учащихся)
Послушайте стихотворение Константина Бальмонта
«Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Учитель: - Какие картины осени рисует нам автор? Зачитайте.
Учитель: - Какие слова называются устаревшими?
Дети: устаревшие слова – вышедшие из повседневного употребления.
Учитель: - Какое устаревшее слово вам встретилось?
Дети: Благовонье.
Учитель: - Что оно обозначает? Подберите синонимы.
Дети: запах, аромат, благовонье, дух.
Учитель:- Что такое синонимы?
Дети: синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексических значений.
Учитель: - Какое настроение передаёт это стихотворение?
(мнения)
Учитель: - Какие стихи об осени вам известны?
- Есть ли любимое?
- Кто хочет нам его прочитать?
Я предлагаю вам ещё 1 стихотворение.
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов полетели.
- Прочитайте эти строки про себя.
- Какие изобразительно выразительные средства языка использует автор?
Приготовьтесь разобрать предложение по членам.
Дети: Предложение сложное, бессоюзное.
Ищем 1 грамматическую основу. Что? осень – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Осень что сделала? закружила - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Ищем группу подлежащего. Она отсутствует. Ищем группу сказуемого. Закружила что? метели – это дополнение, подчёркиваем пунктиром. Ищем группу второстепенных членов. Метели какие? рыжие – это определение, подчёркиваем волнистой линией.
Ищем 2 грамматическую основу. Что? листья – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Листья что сделали? полетели - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Ищем группу подлежащего. Листья какие? золотые – это определение, подчёркиваем волнистой линией. Ищем группу сказуемого. Полетели откуда? с клёнов – это обстоятельство, подчёркиваем точкой тире.
Учитель - вы справились с заданием, нарисуйте листок.
2 страница нашего журнала «Осень в народном календаре»
Игра «Собери примету»
1 ряд: месяц зимы Октябрь - преддверия.
(Октябрь – месяц преддверия зимы.)
2 ряд: улетает снег Когда гусь выпадает.
(Когда гусь улетает, снег выпадает.)
3ряд: месяц и слякоти Ноябрь - пороши.
(Ноябрь – месяц слякоти и пороши.)
(Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы).
Учитель: - А что такое «слякоть»?
(мнения учащихся)
- Уточним значение данного слова в толковом словаре Ожегова.
Дети: Слякоть – жидкая грязь на земле, на дорогах. (Толковый словарь Ожегова)
Учитель: -Что такое «пороша»?
(мнения учащихся)
Дети: пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (Толковый словарь Ожегова)
Учитель: - Как называется наука, изучающая значение слов?
Дети: лексикология.
Учитель: - Молодцы, вы справились с заданием, нарисуйте листок.
- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить приметы осени.
Игра «Запомни приметы»
Приметы осени.
Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадёт.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река
– Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
(Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! ).
Учитель: - Какие приметы запомнили?
- Спишите предложение.
В огороде листик вишни на дорожку упадёт.
Найдите и разберите словосочетания.
Дети:
сущ. И. п. сущ. Р. п.
листик (чего?) вишни
гл. б.в. сущ. П. п.
упадёт (где?) в огороде
гл. б.в. сущ. В. п.
упадёт (куда?) на дорожку (Взаимопроверка)
Учитель: - Что такое словосочетание?
Дети: словосочетание – два или несколько слов, связанных между собой по смыслу.
Учитель: - Молодцы, нарисуйте листок.
4Физкультминутка
З страница «Дары осени»
Учитель: Осень это ещё и пора уборки урожая.
Игра «Отгадай загадку»
1)Лето целое старалась
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)
2)Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная…
(Картошка)
3)Красный нос
В землю врос,
А зелёный хвост снаружи
Нам зелёный хвост не нужен.
(Морковь)
4)Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
5)С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло!
(Гриб)
Молодцы, нарисуйте листок.
- Ребята, кто собирал грибы?
Работа в парах. Расшифруйте слово.
17, 16, 5, 16, 19, 10, 15, 16, 3, 10, 12.
(Подосиновик)
Мы дошли до 4 страницы.
«Осень глазами художников».
Закройте глаза и представьте.
Осень-художница.
Пов..зала Осень пёстрый фартук
И в..дёрки с красками вз..ла
Ран..им утром, прох..дя по парку,
Листья поз..л..той обвела.
-Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
Читаем орфографически.
Про себя (закрыли глаза, рассказали).
Хором.
Художников всегда привлекала осень. Русская живопись даёт бесценную возможность прикоснуться к источникам культурного наследия страны в величайших картинах. Написано много прекрасных работ об этом чудесном времени года. Посмотрите на картину В. Поленова «Золотая осень». Во многих своих творениях художник изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться.
- Прочитайте высказывание.
С русским языком можно творить чудеса.
К. Г. Паустовский
Предлагаю вам побыть в роли волшебников и сотворить маленькое чудо. По картине Поленова составить рассказ из 5 предложений. (Зачитываются 2 рассказа)
5.Итог, рефлексия
- Вспомните цель занятия?
- Достигли мы цели?.
- Какие разделы русского языка мы повторили?
(Фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография)
-Какие чувства у вас вызвала осень? Поделитесь со мной впечатлениями.
- Спасибо, молодцы.
|